В этом проекте я продолжаю исследовать свойства архитектуры и принципы «пространства потоков» на примере здания Музея-панорамы Бородинская битва. Архитектура пространства потоков (architectural flow) представляет собой пространства, предназначенные для перехода из одного помещения в другое.
Одним из свойств потоковой архитектуры является интервал - промежуточная зона между зрителем и музейным предметом. Как и в концепте “間 ма” в японской культуре, интервал — это не пустое пространство, наоборот оно наполнено смыслом. Интервальное пространство отвечает за баланс и восприятие зрителя.
В панораме Бородино таким интервалом является натурный план. Музейная «потоковая» архитектура имеет такую особенность, как «черные дыры», в которых потоки (зрители/объекты/экспонаты/информация) существуют в метафизическом смысле. «Черные дыры» по сути представляют «плазму» между музейным экспонатом и посетителем выставки. Это пространство не доступно ни для экспоната, ни для человека, оно похоже на вакуум, и в нем и не через него не проходят никакие потоки. Все эти элементы показаны в абстрактном изображении, повторяющем план здания музея.
печать на пластике / дерево
План музея-панорамы Бородинская битва
Пространство между панорамой и зрителем, образованное перилами и смотровой площадкой
Множественные пространства
В основу идеи проекта легли мои исследования архитектуры пространства и его свойств. Одним из таких свойств является интервал. И я даю ему два определения.
1. разрыв между потоком/потоками, благодаря которому одни потоки сменяют другие, соединяются друг с другом, перетекают из одних в другие.
Интервалы должны восприниматься как мета-места, и аналогично интервалу в потоках действовать для перехода от одного пространства к другому. Интервал — это не пустое пространство, наоборот оно наполнено смыслом. Интервальное пространство отвечает за баланс между другими более динамичными видами пространства.
2. промежуточная зона, содержащая один или минимум потоков.
Этот принцип формирует «черные дыры», в которых потоки существуют в метафизическом смысле. «Черные дыры» по сути своей представляют «плазму» между музейным экспонатом и посетителем выставки. Это пространство не доступно ни для экспоната, ни для человека, оно похоже на вакуум, и в нем и не через него не проходят потоки.
«Черные дыры» могут иметь и более масштабный характер. Они могут возникать на месте исчезнувших городов-призраков. Эти территории как антропологическое место закончили свое существование как правило из-за техногенных катастроф или природных катаклизмов.
Также для создания работы я опираюсь на «Музейный» принцип формирования и организации архитектуры «пространства потоков».
Пространство между экспонатами и зрителем образуется за счет стеклянного ограждения
Пространство между изображением и зрителем за счет толщины рамы
Пространство между панорамой и зрителем, образованное перилами и смотровой площадкой
Пространство между экспонатом и зрителем образуется за счет ограждения
Воображаемое путешествие
Аудиогид к выставке в музее-панораме «Бородинская битва»